Эксперты ЦВПИ МГИМО: Нормативно-правовая база для создания системы стратегического сдерживания в условиях мобилизационного сценария развития

Система стратегического сдерживания России должна реагировать на меняющиеся внешние условия и угрозы, а также на перемены в развитии экономики и социальной сферы страны.

Система стратегического сдерживания России, как уже говорилось, должна реагировать на меняющиеся внешние условия и угрозы, а также на перемены в развитии экономики и социальной сферы России[1].

Собственно это теоретическое положение и лежит в основе послания В. В. Путина 2018 года и его первого указа, принятого в мае 2018 года, в котором дано поручение правительству до октября того же года разработать прогноз и основные положения развития страны, т.е. принять меры стратегического планирования.

Целесообразно в этой связи напомнить еще раз основные 7 положений Статьи № 11 ФЗ № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 2014 года[2]:

1. Документы стратегического планирования разрабатываются в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне муниципальных образований.

2. Координация разработки и реализации документов стратегического планирования осуществляется Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации по вопросам, находящимся в их ведении. В данном случае — стратегическое сдерживание является исключительным приоритетом президента России и его во многом личной стратегией[3].

3. К документам стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне, относятся:

    1) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания, а именно:

          а) ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;

          б) стратегия социально-экономического развития Российской Федерации;

          в) стратегия национальной безопасности Российской Федерации, а также основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

          г) стратегия научно-технологического развития Российской Федерации;

     2) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу, а именно:

          а) отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации;

          б) стратегия пространственного развития Российской Федерации;

          в) стратегии социально-экономического развития макрорегионов;

     3) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования, а именно:

          а) прогноз научно-технологического развития Российской Федерации;

          б) стратегический прогноз Российской Федерации;

          в) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период;

          г) бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период;

          д) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период;

     4) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования, а именно:

          а) основные направления деятельности Правительства Российской Федерации;

          б) государственные программы Российской Федерации;

          в) государственная программа вооружения;

          г) схемы территориального планирования Российской Федерации;

          д) планы деятельности федеральных органов исполнительной власти.

4. К документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне субъекта Российской Федерации, относятся:

     1) документ стратегического планирования, разрабатываемый в рамках целеполагания, — стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

     2) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования, а именно:

          а) прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период;

          б) бюджетный прогноз субъекта Российской Федерации на долгосрочный период;

          в) прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период;

     3) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования, к которым относятся:

          а) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

          б) государственные программы субъекта Российской Федерации;

          в) схема территориального планирования субъекта Российской Федерации.

5. К документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне муниципального образования, относятся:

     1) стратегия социально-экономического развития муниципального образования;

     2) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

     3) прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период;

     4) бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период;

     5) муниципальная программа.

6. В соответствии с требованиями к порядку разработки, утверждения (одобрения) и содержанию документов стратегического планирования, установленными настоящим Федеральным законом, последовательность и порядок разработки документов стратегического планирования и их содержание определяются:

     1) на федеральном уровне Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации согласно их компетенции;

     2) на уровне субъекта Российской Федерации органами государственной власти субъекта Российской Федерации, определенными в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством субъекта Российской Федерации;

     3) на уровне муниципального образования органами местного самоуправления, определенными в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами.

7. К разработке документов стратегического планирования могут привлекаться объединения профсоюзов и работодателей, общественные, научные и иные организации с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне[4].

Так, в п. № 1 Статьи 11 ФЗ № 172, например, говорится о том, что документы разрабатываются на федеральном уровне и координируются

Президентом и Правительством РФ. На мой взгляд, подобные документы должны быть предметом общенационального обсуждения, во-первых, и публичной дискуссии, во-вторых. Нация должна ясно понимать к какому «светлому будущему» ее ведет руководство страны[5].

Деградация отечественной промышленности и потеря внутреннего рынка в предыдущие годы достигли таких величин, что стали факторами стратегической угрозы для нашей страны, ее суверенитета и идентичности. Выход из этой кризисной ситуации происходит недопустимо медленно, а перспектива отставания и стагнации — очень реальной.

>>Полностью ознакомиться с монографией  "Состояние и долгосрочные военно-политические перспективы развития России в ХXI веке"<<

[1] Подберёзкин А. И., Жуков А. В. Стратегия «силового принуждения» в условиях сохранения стагнации в России // Обозреватель-Observer, 2018. — № 4. — С. 22–33.

[2] Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» №  172-ФЗ от 28 июня 2014 г. / http://www.kremlin.ru/acts/bank/38630

[3] Подберёзкин А. И., Жуков А. В. Стратегия «силового принуждения» в условиях сохранения стагнации в России // Обозреватель-Observer, 2018. — № 4. — С. 33.

[4] Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70684666/3/#ixzz4qH3VJa00

[5] Подберёзкин А. И. Стратегия национальной безопасности России в XXI веке. — М.: МГИМО–Университет, 2016.

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован